Миропомазание

МИРОПОМАЗАНИЕ

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня…» (Ис. 61:1)

     Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия. 48-е правило Лаодикийского собора (113, 505).

     Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; зримо изливается елей, но производит духовное действие, как в Крещении. Тертуллиан (113, 503).

     Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получает в укрепление своей христианской веры (113, 506).

     Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп. 4:8). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: «Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние – к наставлению и утверждению воли в добре. Православное исповедание (113, 507).

     Что сделано [апостолами] Иоанном и Петром над самарянами, то у нас совершается доныне: принявшие Крещение представляются начальникам церкви и посредством наших молитв и возложения рук приемлют Святого Духа и совершаются запечатлением Господним (113, 503).

     Крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы, приняв хрисму (греч. «помазание»), он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову (113, 505).

     Крещение и Миропомазание – два отдельные акта Крещения, хотя и соединенные самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению. Святитель Киприан Карфагенский (113, 510).

     Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12:13), тогда что может с тобой случиться? Святитель Григорий Богослов (113, 505).

     Во Христа крестившись и во Христа облекшись (Гал. 3:27), вы «стали подобными образу» Сына Божия (Рим. 8:29), потому что Бог, предопределивший «усыновить нас Себе» (Еф. 1:5), сделал сообразными телу славы Христовой (Флп. 3:21). Потому, став причастниками Христовыми (Евр. 3:14), вы справедливо называетесь помазанниками и о вас сказал Бог: «не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15). Помазанниками же сделались вы, приняв изображающее Святого Духа. И все над вами совершено в образе, потому что вы образ Христов. Как Христос, омывшись в Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него существенное наитие Духа Святого, потому что подобное почивает на подобном, так и вам, исшедшим из купели священных вод, дано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан Христос. А это есть Дух Святой, о Котором и блаженный Исаия сказал в пророчестве от лица Господа: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61:1).
Ибо Христос был помазан не человеком и не елеем или миром, но Отец помазал Его Духом Святым, предопределив Ему быть Спасителем целого мира, как говорит Петр: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян. 10:38). И пророк Давид говорил: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл. правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:7-8). И как Христос действительно был распят и погребен, и воскрес, а вы сподобились в Крещении уподобительно быть с Ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так нужно понимать и о Миропомазании. Он помазан духовным елеем радости, то есть Духом Святым, Который именуется елеем радости, потому что Он есть источник духовного радования, а вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром.
Но смотри, не подумай, что это простое миро. Как хлеб Евхаристии, по призвании Святого Духа, есть уже не простой Хлеб, но Тело Христово, так и это святое миро, по призвании, не простое уже, не обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, ставшее действенным от присутствия Божества Его. Им в ознаменование помазывается чело и другие орудия чувств. И когда тело помазывается видимым миром, душа освящается Святым и Животворящим Духом.
Сперва миропомазано у вас чело, чтобы вам освободиться от того стыда, какой всюду носил с собой первый человек, преступивший закон, и чтобы «открытым лицем» взирать вам на славу Господню (2Кор. 3:18). Потом миропомазаны уши, чтобы они обрели способность внимать Божественным тайнам, о чем сказал Исаия: «Господь… пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал» (Ис. 50 4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15). Потом миропомазаны ноздри, чтобы, приняв на себя Божественное миро, вы могли сказать: «Мы Христово благоухание Богу в спасаемых» (2 Кор. 2, 15). После этого миропомазана грудь, чтобы, «облекшись в броню праведности», «вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6:14,11). Ибо как Христос после Крещения и наития Святого Духа поборол диавола, так и вы, после священного Крещения и таинственного Помазания, облекшись во всеоружие Святого Духа, противостаньте силе противника и побеждайте ее, говоря: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:14).
Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами.
Необходимо знать, что в Ветхом Завете есть предзнаменование этого Миропомазания. Моисей, сообщив брату Божие повеление и поставляя его первосвященником, омыл его водой и возлил на него «елей помазания» (Лев. 8:6-12). Именно от этого преобразовательного помазания первосвященник именовался помазанником. Так и возводя Соломона на царство, первосвященник помазал его, сначала омыв в Гионе (3Цар. 1:38,39). Но над ними это совершалось преобразовательно, а над вами совершается не преобразовательно, но в самой действительности, потому что вы действительно помазаны Святым Духом. Начало вашего спасения – Христос, потому что Он в действительности начаток, а вы примешение. Но если начаток свят, то святость придет и на целое (Рим. 11:16).
Храните это Помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как сказано блаженным Иоанном, который много рассуждает об этом помазании. Оно свято и есть духовное охранение тела и спасение души. Пророчествуя о нем, с древних времен блаженный Исаия говорил: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу… трапезу из чистых вин» (Ис. 25:6), и испиют народы вино, испиют радость, помажутся миром. Горою же здесь и в других местах он именует Церковь, как, например, когда говорит, что будет в последние дни явлена гора Господня (Ис. 2:2). И слушай, что для удостоверения твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы» (Ис. 25:7). Поэтому, помазанные этим святым миром, храните его в себе неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу. Святитель Кирилл Иерусалимский. Творения. Тайноводственное слово. Сергиев Посад, 1893, с. 289-292.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *